non progredi regredi est
Пять кирпичиков эффективной жизненной стратегии (личной и корпоративной): стенограмма выступления на конференции Бизнес-школы МИРБИС 03.04.2019
Менеджмент-контент Марины Корсаковой
www.marinakorsakova.ru
Я начну с небольшого дисклеймера: понимаю, что название "Пять кирпичиков эффективной стратегии" звучит немного дерзко, - оно как будто указывает на то, что спикер считает свою собственную жизненную стратегию успешной.

...Скажу так: у меня нет ни завода, ни парохода, но, с другой стороны, я делаю то, что хочу; я люблю свою работу, я могу себе позволить браться только за те проекты, в которых мне интересно и приятно, - значит, моя стратегия вполне хороша. И мои выводы для этого выступления основаны не только на моем личном опыте, но и на опыте наблюдения за другими, - я работаю со многими людьми, часто топ-менеджерами и собственниками потрясающих компаний, - и отражение тех пяти идей, о которых я собираюсь говорить, я так или иначе вижу во всех, кто преуспевает и счастлив. Это и обсудим.
1. Говорить себе правду о себе и своем текущем положении/состоянии
...Недавно на одном мероприятии участник задал нам потрясающий вопрос: мы обсуждали, что вообще должно происходить на стратегических сессиях, с чего начинать разговор о стратегии... И я сказала, что, прежде чем договариваться о видении будущего, нужно договориться о единой "картинке" настоящего: во-первых, у вас могут быть разные интерпретации событий; во-вторых, вы можете путать ощущения или надежды с фактами, то есть, надо обсудить подход к измерениям. И автор вопроса говорит: а как мне объяснить команде, зачем это? Какая разница, кто мы сейчас, не важнее ли, кем мы хотим стать?

Рисунок 1. Преодолеть расстояние из точки А в точку В займет 21 минуту и будет стоить 235 рублей.
Я долго думала, как ответить, и мне пришла в голову вот такая метафора: когда мы вызываем такси, такси просит нас не только указать, что мы хотим на Красную площадь. Такси просит нас также указать адрес, с которого нас нужно забирать.

Что невозможно сделать, если не указать адрес отправления? Невозможно рассчитать время в пути. Нельзя сказать, сколько будет стоить поездка. Наверное, мы исходим из того, что, если мы правильно выберем достаточно вдохновляющую нас цель, то, сколько бы нам ни понадобилось времени и средств, они у нас будут. Но, в реальности, часто недооценив масштаб перемен, и не найдя для них ресурсы, мы разочаровываемся в цели или убеждаем себя, что её достигли, хотя на самом деле нет. Фейковая красная площадь за окном такси, которое на самом деле стоит на Садовом. Так появляются руководители, которые считают, что у них есть мотивированная воодушевленная профессиональная команда, хотя на самом деле нет. Так появляются люди, которые думают, что их любят или уважают, хотя на самом деле нет. Сказать себе правду о своем текущем положении - иногда болезненный травматический шаг, но его нужно проделать, если вы хотите перейти от "хотелок" и "мечталок" к реальной работе, потому что реальная работа подразумевает планирование ресурсов.
Только зная правду о своем положении в настоящем, можно реалистично планировать объём работ и ресурсы, необходимые для перемещения в будущее.
2. Правильно выбирать зону роста и развития
Рисунок 2. Зелёная зона удовлетворенности имеющимся в наличии, желтая зона реалистичных целей, красная зона суперфантастических планов за границами реальных возможностей.
Сделав первое, приступим ко второму. Допустим, в начале мы находимся в какой-то привычной нам зоне, зоне комфорта, зелёный круг, - на самом деле, зря я здесь написала слово "маленькие"; может быть, они большие, я не знаю, - главное, они статичные. Мы хотим только то, что уже имеем. Что хорошего в этом состоянии? В нем нет стресса. Это хорошо.
Но, если я понимаю, что внешняя среда - такая... Я могу не меняться, а она - нет! И я хочу чувствовать себя хорошо не только сегодня, но и завтра, и я для этого заявляю какие-то амбиции побольше, чем мои текущие возможности. Например, зарабатывать на 30 % больше. Это логично.

...Это логично, но проблема в том, что мы редко так поступаем. Нас как будто впечатляют только очень большие результаты. Например, я зарабатываю 100 тысяч рублей, а хочу - миллион. Но миллион же больше ста тысяч в десять раз! Это много! Может быть, пусть сначала будет "в два раза"? Может быть, после того, как я научился зарабатывать сто тысяч, мне стоит научиться зарабатывать двести? Но это цель не увлекает, не радует, не мотивирует. И человек из "зелёной" зоны старается прыгнуть в "красную". И закономерный итог этого подписан на слайде. Потому что если ты поставил цель и ее не достиг, это значит, что ты слабак. Так вы думаете о себе. Хотя это просто неправильный менеджмент целей. Он выжигает мотивацию.
Это ключевой "кирпичище" в фундаменте успеха: умение выбрать уровень цели, который уже бы заставлял вас прокачиваться, но ещё бы оставался в пределах ваших возможностей.
Вспомните свои проваленные проекты. Я думаю, некоторая часть их провалилась из-за того, что хотелось быстро, много, а иначе... "не торкало".
И, как реалистичные цели увенчиваются фактическими успехами, а реальные успехи подпитывают мотивацию, а возросшая мотивация приводит к дальнейшим успехам, так бывает и обратное движение: запросы огромны, неудачи снижают мотивацию, снизившаяся мотивация приводит к новым неудачам, и вся затея сваливается в штопор.
3. Тренировать способность
к рекомбинации,
постоянно практиковать рекомбинацию

Я очень люблю слово "рекомбинация". Рекомбинация - источник инноваций. Что это значит? Что мы постоянно соединяем по-разному мысли в своей голове и разный опыт. Я больше всего люблю свою работу, но я целенаправленно искала, что я люблю ещё, - я люблю искусство, в основном, современное... я много хожу на лекции про искусство или в музей. И, знаете, в музее ко мне приходят потрясающие озарения... про работу! (смех)
Рисунок 3. Симпатичная рекомбинация лисичек со спичками, и она цветная.
Нужно целенаправленно раскочегаривать в голове котел, melting pot, из самых разных фактов, образов, впечатлений. Мне кажется, вы никогда не сможете ни производить качественные идеи, ни сохранять психическое здоровье, если не научитесь делать в своей жизни рекомбинацию физического, эстетического, душевного, чувственного, функционального...

Потому что в голове и в жизни все берется необязательно там, где оно положено. Чем больше разных элементов, тем ярче и интереснее. Классики управления об этом знают, Генри Минцберг:
"…В создании по-настоящему новаторских стратегий одну из важных, если не сказать ключевую, роль играет научение на основе внезапных озарений, удачные незапланированные находки. Такой процесс требует развитой интуиции, способностей к творчеству и синтезу..."
4. Здоровое соотношение между открытостью и закрытостью
В четвертом пункте будет два небольших подпункта, они по сути похожи. ...Вообще самой важной наукой мне кажется теория системного анализа, она объясняет все. Она начинается с изучения свойств систем, всего их двенадцать, одно их них - открытость. Любая система в той или иной степени открыта или закрыта. (Каждый из нас - система. Каждая организация - это система.)

Система может быть полностью закрыта от внешнего мира. Ухожу в лес, строю там дом и сижу в нем. Газет не получаю. Что в этом хорошего? (Реплика из зала: "Ничего!" - (смех) МК: "Чего это "ничего"?! А комфорт? А медитация?!")
Нет, в самом деле: сижу. Никакие новости мне дурацкие не приходят. Никакие комментарии мне никто не пишет оскорбительные. Делаю что хочу. Это хорошо. А что плохого? В том, чтоб быть закрытой системой? В том, что ты не видишь, как в мире поменялось всё, в чем ты жил. Как закончилась твоя профессия. Вы знаете, так бывает: считал свою профессию стабильной, сытной, но времена поменялись, парадигма поменялась, отрасль умерла, профессия закончилась.
Рисунок 4. Тотально закрытое, абсолютно открытое, и восприимчивое, но сохраняющее идентичность.
Изменились требования, появились возможности, ты их не увидел; полностью закрытая система не вступает в контакт с внешней средой, и, соответственно, со временем утрачивает способность развиваться. Это круг № 1.

Но давайте посмотрим на противоположную историю, - я, когда рисовала, поняла, что
круг № 2 не видно, и не стала исправлять, потому что именно так и выглядит абсолютно открытая система! Везде хожу, на все смотрю, всех слушаю, все читаю. Весь Интернет прочитываю от корки до корки... всем верю. Под всех свою жизнь перелепливаю. Что здесь хорошо и что плохо? Наверное, хорошо быть чувствительным. Но вряд ли ты успеешь полученные сигналы претворить в какое-то благое дело, ты же бесконечно занят обслуживанием входящего трафика всё новых сигналов! Да и есть ли "ты"? Меня когда-то потрясло, на одной из лекций по искусству, куда я хожу, лектор сказал, что Федерико Феллини достаточно рано перестал смотреть какое бы то ни было кино, кроме своего собственного. А зачем?!... Самое главное кино происходит у него в голове. И он не хочет, чтоб вот эта вся цветная мишура отвлекала его от того, что он считает делом своей жизни.
Страшно превратиться в систему, 100 % ресурсов которой направлено на обработку входящего информационного трафика, и ничего не остается на принятие решений и воплощение идей.
Напоминаю, "кирпичик" назвался "Здоровое соотношение между...." - наверное, "стратегия Федерико Феллини" имеет право на существование, но нам всем было бы неплохо попытаться найти вот это здоровое соотношение. Быть достаточно открытым, - заметьте, у круга № 3 границы нарисованы чуть потоньше, - иметь достаточно чувствительные, гибкие, восприимчивые границы, чтоб мимо нас не прошли изменения, влияющие на нашу жизнь, - или большие возможности, - но, с другой стороны, при этом, не расплескивать ежедневно свою идентичность. У круга № 2 нет идентичности: мир снаружи становится миром внутри. Если мы предполагаем, что у нас есть идентичность, - а идентичность это уникальность, а уникальность всегда стоит дороже, - то здоровое соотношение между открытостью и закрытостью поможет сохранять её, но и развивать.
Рисунок 5. Здесь все хорошо. .
Подпункт четвертого пункта, - теперь это будет просто, - также эффективная стратегия требует правильного соотношения между "перестать" и "продолжить". В нашей жизни бывают случаи, когда нужно продолжать, и мы продолжаем.

Еще есть ситуации, когда надо перестать - и мы перестаем. "Пофиксить" убытки, встать из-за стола... Хорошо, когда это получается.
Рисунок 6. А вот здесь вышло неудачно.
Но бывают ситуации, когда надо продолжать, а мы - перестаем. Из-за чего? Из-за высокого уровня стресса, - из-за неадекватной оценки себя на самом старте, вспомните первый "кирпич"! - когда мы думали, что мы сильнее, чем мы есть, и мы ждали, что плоды созреют быстрее... Этого не произошло, и теперь мы разочарованы, сама идея нам кажется плохой, и мы бросаем...

Ну и вторая грустная ситуация, - ситуация неуспеха, я таких вижу много, - мы не умеем закончить то, что нужно закончить, ведомы, вероятно, чувством превратно понятого долга, или образом "хорошего" себя, - трудолюбивого и последовательного, - и это тоже оттягивает на себя ресурсы и подрывает успешную жизненную стратегию.
5. Менеджмент эмоций как транспортного масла
Рисунок 7. Расщепление: "логи" о хорошем используем как "транспортное масло", "логи" о плохом стираем, рефлексия остается.
Ну и последний, пятый "кирпич", - скажите, пожалуйста, понятен ли образ "транспортного масла"? (в зале кивают) ...Это - не масло, которое используется в транспорте... (смех)

Если вы готовите массажное масло, у вас есть концентрированные эфирные масла, - иланг-иланг, герань, мята, - и вы берете любое простое масло, - оливковое или кокосовое, - чтобы использовать его как "транспорт" для активного вещества: переносить, распределять.

Также, как "транспортное масло" работают положительные эмоции. Они переносят "активное вещество" - знания, поведенческие модели, веру в успех проекта. Я могу рассказывать вам о потрясающих, великолепных вещах, но делать это так уныло, и грустно, и вещи эти вами не будут поняты и приняты.
"Эфирные масла" ваших идей не передаются никак иначе, кроме как через "транспортное масло" ваших эмоций.
Но давайте поговорим и о негативных эмоциях. В интервью какого-то знаменитого спортивного тренера, - увы, не помню, имя, - я прочла однажды:
"У хорошего спортсмена - плохая эмоциональная память". Он забывает плохое. Вы спросите: а как тогда рефлексировать неудачи, отрабатывать уроки? В том-то и фокус, чтобы суметь сделать такое расщепление: рациональной частью мозга помнить о факте неудачи и сделать вывод, - что в следующий раз нужно повыше поднять ногу, пониже опустить руку, - но внутри своего эмоционального тела нажать на кнопку delete, стереть "логи", - забыть о том, как это было больно и страшно, потому что "транспортное масло эмоций" работает в обе стороны, ты "втираешь" в себя концентрат знаний о поражении, ты в следующий раз будешь бояться прыгать, ты не сможешь повторить. Ты будешь не уверен в себе, это "считают" другие люди. (Примечание: позже, когда я готовила этот текст, мне попалось на глаза английское выражение "Forget the past, but remember the lesson" - это о том же.)

Эффективный менеджмент эмоций, расщепление - вот что важно. Сохранять в эмоциональной памяти как можно дольше положительные эмоции, научиться их вызывать, целенаправленно забывать плохое своим эмоцио, изучая и используя неудачный опыт своим рацио... Тогда у вас получится крепкая стена.
РЕЗЮМЕ
Я не знаю, как выглядит ваша "стена", - надеюсь, и желаю вам, чтобы это было что-то потрясающее. Думаю, что пять "кирпичей", о которых мы говорили сегодня, должны быть в её основании в любом случае. Спасибо!