Собственный бизнес: ожидания vs. реальность
Напишу про идею "Если вам не нравится ваш шеф, корпоративная бюрократия и сколько вам платят, сделайте свой бизнес".

Сначала - история, потом - мораль.

ИСТОРИЯ.

Жила-была, допустим, Диана.

Она работала дизайнером в рекламной студии, например, и очень это дело любила.

Ей нравилось рисовать, креативить, листать старые альбомы, ходить в музеи искусства, читать книги по истории рекламы, - мм, Огилви, - короче, Диана была очень вовлеченным в свою работу человеком.

Вот только шеф у неё был парнокопытное. И всё остальное в компании её, конечно, подбешивало прилично.

То бухгалтерия настроение испортит, то сейлзам чего-то надо или юристам. Нервы мотают - зарплату не повышают. Карточки в системе заполнять заставляют.

- Уходи, - сказала Диане добрая подруга Маша. - Что эта за мода такая, всяких парнокопытных терпеть - да пошли ты его на! Ты классный дизайнер, ты так здорово рисуешь, открой свою компанию! В своей компании ты сможешь сама принимать решения и заниматься тем, что тебе нравится!

...И Диана решилась.
Название придумали тут же, за просекко - Atelier de la Lune.

Диана уже представляла, как хорошо это название будет смотреться на пресс-воле в Каннах. Ах, новые интересные проекты, крупные клиенты, престижные премии, признание... Вся эта круговерть должна была вот-вот её закружить!

...Первые дни работы в новой компании были изумительны: Диана рисовала логотип.

Дальше начались проблемы.

Диана написала тем клиентам, которых она знала, и некоторые из них даже заинтересовались, но когда разговор зашёл чуть дальше, обнаружилось, что они привыкли работать на условиях 60-дневной отсрочки платежа, то есть, Диана должна была платить свои деньги за аренду офиса, питьевую воду, коммуналку, услуги юриста, услуги бухгалтера, все обязательные платежи и только потом получать их обратно.

Ценообразование также представляло для Дианы тёмный лес: она попыталась просто взять себестоимость + свой процент (плюс, процент по кредиту - денег, чтобы начать работу, у Дианы не было, пришлось брать в банке), но потенциальные клиенты рассмеялись ей в лицо.

Обнаружилось, что когда ты новичок, ты не получаешь контракты на ценовом уровне состоявшихся агентств, от тебя ждут демпинга.

Ещё обнаружилось, что Диана не сможет нанять ни одного хорошего дизайнера - новое агентство, непонятные перспективы... зачем это нужно людям, желающим гарантированно получать свою высокую зарплату? Ипотека, дети... имеют право.

Диана наняла дизайнера Аню, у той были интересные работы, но, в целом, Аня была, скорее, начинающим специалистом, потому и согласилась прийти в Atelier de la Lune - арт-директором.

Таким же начинающим был и сейлз Миша, - точнее, директор по продажам Миша. Такую высокую должность ему не дали бы в другом агентстве, поэтому он и выбрал компанию Дианы (что разумно).

Миша постоянно приходил к Диане обсуждать то, что узнавал от клиентов, коммерческие предложения, участие в тендерах... присылал ей документацию, которую ей нужно было утвердить.

Бухгалтерия звонила Диане, требуя, чтобы Миша таки добыл первичку от той пары маленьких клиентов, которых удалось найти сразу, - доходы от них едва покрывали расходы, но, это клиенты, будучи облизаны Дианой с ног до головы, они доверились новому агентству, и теперь работать с ними приходилось на все 100 %, - Диана дозванивалась Мише, Миша не брал трубку, - был с клиентом, правда, заказа потом всё равно не приносил, - Диана заезжала за первичкой сама.

Прошло какое-то время.

Однажды в пятницу, вытянув ноги, Диана вдруг ретроспективно подумала обо всём, чем она занималась в течение месяца...
Вы всегда можете вернуться на главную страничку, полистать разборы бизнес-книжек, познакомиться с моими программами и мастер-классами и узнать, что такое детские предпринимательские книжки проекта "Плюшеномика"
  • Писала индивидуальные коммерческие предложения, пока Миша был на встречах. Ответом на большинство из них была тишина. Вообще, с продажами было что-то не так. Диана сходила на вебинар по маркетингу в малом бизнесе, но там не сказали чётко, что нужно делать, только задали много очень непростых вопросов, и потом у Дианы долго болела голова.
  • Проверяла договоры. Нанятой Дианой недорогой юрист что-то немного напутал в одном из договоров и были проблемки, юриста она поменяла, - это тоже заняло время, - и теперь она на всякий случай тщательно прочитывала и проверяла в "Консультанте" все подписываемые бумаги.
  • Дозванивалась директору клиента, выбивая дебиторку. Бухгалтерия клиенту послала бухгалтера Дианы, а сейлзы послали Мишу, пришлось включаться самой.
  • Тряслась всем телом, потому что попросили подъехать в налоговую, дать разъяснения по одному из договоров. Отвечала на звонки банка и арендодателя. - Злилась на Аню. Думала: "Я бы сделала это за полчаса, а она потратили день, и всё равно криво!" - переделывала за Аней в ночь перед дедлайном. Высказала Ане всё, что думает, - корректно, но, тем не менее, решительно, - увидела на её лице "Парнокопытное!" - ночью смотрела вебинар про конструктивную обратную связь.
  • Работала за Аню, потому что Аня на неделю заболела и будет "полноценно выздоравливать", то есть, выполнить задания не сможет.
- Ты должна научиться делегировать, - сказала Диане верная подруга Маша.

Диана мысленно спросила себя: ...но кому? Нужен кто-то адекватный, вменяемый, опытный, профессиональный и ответственный. Как отличить по-настоящему такого от тех, кто за такого себя выдаёт? Кажется, это отдельная профессия, которой нужно выучиться ПРЕЖДЕ ЧЕМ в ней преуспеть, а Диана - дизайнер, она не рекрутер, не HR.

И потом: а что Диана может предложить такому человеку? Больше денег, чем заплатят крупные успешные компании? Она и на половину его зарплаты наскребет с трудом. Никакого соцпакета, так себе рабочее место... гарантии, имидж? До логотипа Atelier de la Lune на пресс-воле в Каннах как-то очень далеко.

Делегировать Ане с Мишей? Их работу Диане приходится проверять, это не избыточный шаг, а абсолютно разумный: они оба новички.

Проверить работу Ани = свериться с заданием + понять, что Аня сделала + найти ошибки + объяснить Ане, как их исправить. Это столько же времени, сколько сделать самой.

Да, сделать самой - это тупик, а поработать с Аней - инвестиция, но... во-первых, кто сказал, что эта инвестиция - отобьётся, не сбежит ли Аня в агентство покрупнее, как только почувствует себя увереннее в профессии (сбежит, конечно), а, во-вторых, Диане вообще было скучно этим заниматься, она хотела рисовать!

"Нельзя делегировать хаос, - сказали Диане на очередном вебинаре. - Прежде чем делегировать, нужно описать систему, продумать политику, принципы, условия, последовательность процессов..."

Чтобы найти время на построение системы для делегирования, нужно освободиться от рутины, но чтобы освободиться от рутины, нужно построить системы и делегировать. Замкнутый круг.

- Короче, мне надо найти, кому делегировать делегирование, - пришёл в голову Диане невесёлый каламбур.
Это был конец истории, теперь - МОРАЛЬ.

Я вовсе не хочу сказать "Не ходите, дети, в Африку гулять" - наоборот, ходите, в Африке, на самом деле, очень интересно.

Я хочу сказать: ходите в Африку не как ребята малые, - в воображаемую Африку, - а как взрослые экипированные люди, - в Африку реальную.

Понимайте, что если вам нравится работать дизайнером, учителем, психологом, пекарем и т.д., то уйдя из найма в свой бизнес чтобы увеличить доходы и убрать весь этот corporate shit, вы дизайнером-пекарем и др. работать будете не БОЛЬШЕ, а МЕНЬШЕ, зато вам придётся прокачаться в профессиях бухгалтера-юриста-офис-менеджера-HR-сейлза-маркетолога, и, самое главное, в профессии руководителя, а это отдельная профессия, да.

Или вы, конечно, можете стать маленьким самозанятым, - и тут проблем будет меньше, но, есть нюанс: с ногтями, наверное, так можно. Но вот в тех профессиях, где вы работали из корпорации с КРУПНЫМИ клиентами - вы в качестве своих проектов, вероятно, потеряете, потому что как новая маленькая контора не сможете таких же крупных клиентов контрактовать и обслужить, в том числе, возможно, финансово.

Реалистичное противопоставление для Дианы выглядело не как

"Работаешь на корпорацию, рисуешь интересное, но с corporate shit

ИЛИ

работаешь на себя, рисуешь больше интересного и без corporate shit".

Реалистичное противопоставление выглядело как

"Работаешь на корпорацию, рисуешь интересное, но с corporate shit

ИЛИ

работаешь на себя, начинаешь с маленьких простых заказов и тратишь от 50 до 90 % своего времени, чтобы выстроить всё то же corporate, но без shit, что есть отдельная профессия, про которую лучше подумать заранее, интересна ли тебе она, готова ли ты её осваивать сразу в кризисных полевых условиях".

Всем открытого разума желаю я - оптимистичного, но при этом прагматичного и трезвого.

Быть предпринимателем - это лучшая, как по мне, из профессий и жизненных парадигм.

К счастью, руководствоваться предпринимательскими ценностями и жить как СЕО своей "Корпорации Я" можно и работая в найме. Помните об этом варианте.

Возможно, вам он подходит больше.
Вы всегда можете вернуться на главную страничку, полистать разборы бизнес-книжек, познакомиться с моими программами и мастер-классами и узнать, что такое детские предпринимательские книжки проекта "Плюшеномика"