non progredi regredi est
Три универсальных совета
по улучшению Корп'университета

Менеджмент-контент Марины Корсаковой
www.marinakorsakova.ru
Стишок получился :) Хотя, конечно, советы из этой статьи подходят не только для Университетов, но и для любых корпоративных учебных центров, отделов, департаментов и тренеров в единственном лице. И советы эти полезно узнать/вспомнить как в процессе планирования работы только начинающего свою деятельность учебного подразделения, так и во время аудита/реформирования уже зрелого T&D-департамента.
СОВЕТ № 1: УТОЧНИТЕ ВНУТРЕННИЙ ЗАКАЗ
Корпоративный университет — внутреннее сервисное подразделение. Не находясь в постоянном, чутком диалоге со своим клиентом, оно утрачивает бизнес-смысл, превращается в бесполезный декор.
Помогите своему внутреннему заказчику (продажи, производство, клиентский сервис, генеральный менеджер) максимально уточнить "наряд-заказ": люди, прошедшие обучение, должны начать по-другому делать что? Чем больше конкретных действий и различий в сценариях поведения "до" и "после" вы опишете, тем лучше вы поймете друг друга.

Идеально будет если по каждому учебному курсу/портфелю учебных курсов вы составите "метрики успеха", например:

  • Мы будем считать, что эффективность курса по продажам достаточно велика, если за первое полугодие 2020 года средняя оценка тайного покупателя в категории "Презентация товара" вырастет с 2,5 до 4 баллов.
  • Мы будем считать, что курс для руководителей из кадрового резерва работает хорошо, если из десяти вакантных управленческих должностей в компании семь будут заполняться внутренними кандидатами (в то время как до начала курса было было три).

Уточнив внутренний заказ один раз, всегда держите руку "на пульсе". Анкет обратной связи от участников недостаточно. Хорошие оценки в таких анкетах часто свидетельствуют о том, что тренер симпатичен ученикам, что на занятиях весело... и это отлично! Но необязательно доказывает экономическую эффективность и деловую целесообразность курса. Запрашивайте почаще честную оценку заказчика - руководителя того или иного рабочего подразделения. Помогайте ему понять, что он оплачивает вашу работу, как деньгами, так и временем, и, значит, должен "осуществлять ответственную приёмку" её результатов.

Корпоративный университет — внутреннее сервисное подразделение. Не находясь в постоянном, чутком диалоге со своим клиентом, оно утрачивает бизнес-смысл, превращается в бесполезный декор.
СОВЕТ № 2: СОЗДАЙТЕ МЕНЮ ФОРМАТОВ
Каждый день работы необученных сотрудников приносит потери. Подготовьте "быстрорастворимые" учебные решения как можно скорее.
Допустим, вы договорились с коммерческой службой, что нужно обучить продавцов эффективной презентации сложного товара.
Но в каком формате должно пройти обучение? Это будет электронный курс или тренинг в учебном классе?

Правильно, чтобы был и электронный курс, и тренинг. И ещё десять-пятнадцать вариантов "учебного решения"!

Меню форматов может выглядеть, например, так:

  • карманная книжечка-памятка с десятком ключевых аргументов
  • пятиминутный видеоролик, который учит трем важнейшим принципам диагностики потребности
  • учебная симуляция продолжительностью 15 минут, с которой можно начинать любое собрание в отделе продаж
  • часовой вебинар, дающий helicopter view внутри предметной области с отсылками к электронному курсу
  • учебный электронный курс, состоящий из 12 уроков, на прохождение каждого из которых нужно от 10 до 30 минут
  • семинар в аудитории продолжительностью два часа
  • семинар в аудитории продолжительностью четыре часа
  • воркшоп "со звездочкой" продолжительностью два/четыре рабочих часа
  • тренинг продолжительностью один учебный день...
И это по одной теме! Зачем? Чтобы нашелся подходящий продукт для каждого! И для "молодого бойца", и для опытного специалиста в поисках новой зоны роста. И для того, кто может освободить день и предпочитает живое общение, и для того, у кого пока нет возможности прийти на тренинг, но в течение дня он мог бы "пощёлкать" уроки или посмотреть короткое видео.

Поскольку создать весь портфель обучения в одну неделю, разумеется, невозможно, нужно составить план создания контента, расставив приоритеты. Продвигаться нужно от более простых/быстрых форматов к более сложным. Если КУ начал свою работу - значит, сотрудники должны перестать выходить в поле необученными уже через несколько дней. Остановите потери.

Затем с каждой неделей продвигайтесь всё глубже внутрь профессиональных территорий, строя всё более масштабные обучающие конструкции.

Руководствуясь этим принципом, - по-современному, fast delivery, по Публию Сиру (1 в. до н.э.), bis dat, qui cito dat, - я написала короткую статью с важными принципами сегодня, чтобы завтра вы могли исправить некоторые из допущенных ошибок, а не полное "Руководство по управлению корпоративными университетами", но через год :)
СОВЕТ № 3: ПОВЫСЬТЕ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ
Плохо, если на третий год работы сотрудники узнают, что в компании есть море, а на море есть остров, а на острове дуб, а под дубом зарыт сундук, а в сундуке лежат возможности для обучения.
Давайте проведем несложный тест. В нем 14 вопросов. Поставьте себе по одному баллу за каждый ответ "да".

  1. У вас есть удобная страничка КУ в Интранете, на которой все желающие могут ознакомиться со структурой учебного контента/меню форматов обучения?
  2. И там написано, как узнать актуальное расписание на неделю/месяц и записаться на отдельные курсы?
  3. И сообщение о том, что проходит обучение/разработаны новые программы попадает в ленту новостей на главной странице?
  4. В Интранете есть пространство для свободного обсуждения вопросов обучения между, возможно, тренерами, организаторами, участниками, потенциальными участниками, заказчиками и др.?
  5. У вас есть информационная рассылка Корпоративного университета, на которую можно подписаться?
  6. У вас есть рассылка, на которую не нужно подписываться , но она обязательно уходит всем руководителям?
  7. У вас есть понятная визуализация (инфографика, схема) всего портфеля обучения, которая доступна как в электронном виде, так и в бумажном? Людям попадается на глаза предложение ее скачать/взять в естественной среде их онлайн/офлайн обитания?
  8. Каждый новый сотрудник получает описанную схему + "живую" консультацию HR + понятным и привлекательным языком написанную (нарисованную?) инструкцию "Как пользоваться КУ?"
  9. У КУ есть информационные доски, на которых размещаются как инструкции и расписания, так и интересный, полезный рабочий контент?
  10. У КУ есть красивая и полезная атрибутика и/или КУ использует элементы эмбиент-рекламы?
  11. КУ выполняет функцию трендвотчера, периодически подготавливая для подразделений форсайты, аналитику и др.?
  12. Специалисты КУ участвуют в собраниях/рабочих встречах ключевых департаментов, кратко информируя о том, как идет сотрудничество сейчас и предлагая новые возможности?
  13. КУ проводит периодически fun-форматы: конкурсы, игры, баттлы, кино- и книжные клубы?
  14. КУ привлекает к проведению учебных программ топ-менеджеров/лидеров мнений в качестве экспертов?

Теперь — ключ к результатам теста.

Если вы набрали 0-3 балла, это означает, что как бы много знаний не накопил ваш КУ, об этом почти никто не знает и этим почти никто не пользуется.
Если вы набрали 4-7 баллов, это значит, что мотивированные и активные люди имеют шанс залезть в ваши сундуки с обучающим златом.
Если вы набрали 8-11 баллов, значит, потенциал системы реализован уже весьма хорошо.
Если вы набрали 12 и более баллов, то не удивлюсь, что у вас найдётся чем дополнить это список :)

РЕЗЮМЕ
С одной стороны, сложные вещи устроены сложно. С другой стороны, если вы последовали этим простым советам, ваша система корпоративного обучения уже не может быть плохой.

Прочтите ещё страничку про организацию учебных курсов по принципу треков. Я охотно работаю по этому принципу, и вы тоже можете реализовать его в вашем корпоративном университете. Желаю вам удачи!