3. КАК ТРЕНИРОВАТЬ НАВЫК?
Во-первых, неплохо изучить методологию. Она есть. "Кривая изменений", EASIER, ADKAR, восемь этапов Джона Коттера. Вполне чётко прописанная база.
Можно почитать следующие книги, от простого к сложному:
- "Наш айсберг тает" Джона Коттера
- "Сердце перемен" и "Сделано, чтобы прилипать" Дэна и Чипа Хизов
- "Победить с помощью инноваций" Майкла Ташмена и Чарлза О'Рэйли.
Работающим в красоте и моде рекомендую книгу Морин Шике
"Без ярлыков" - там тоже есть про изменения (кстати, неудачные).
…по-хорошему, книги нужно не "почитать", - чтение без включения в деятельность тренировке навыка способствует не очень значительно, - а проработать. Например,
на книжном клубе. Соответственно, корпоративным тренинг-менеджерам я рекомендую такие клубы организовать и провести. Впрочем, любой руководитель может провести обсуждение полезной книги внутри своей команды, было бы желание (и правильное понимание своей управленческой роли).
Во-вторых, через призму методологий нужно проанализировать практики вашей компании. Лучше – в группе руководителей. Что в нашей компании делается так, а что – не так. Возможно, что-то делается не так, как пишут в книгах, но это - не ошибка, а проявление нашей уникальности, специфическая черта, которую важно сохранить, - так тоже бывает.
В идеале работа этой группы должна закончиться созданием небольшого свода знаний, корпоративного CMBoK (Change Management Body of Knowledge), резюмирующего:
"…В нашей компании управлять изменениями нужно так!" В-третьих, кто-то из участников этой же группы может в дальнейшем возглавить создание корпоративного Центра компетенций по управлению изменениями. Это структура (необязательно большая), которая будет обучать, накапливать и консолидировать опыт, помогать его распределять, например, проводя раз в месяц кружок по управлению изменениями – Change-четверг, как вам? Или среда, непринципиально :) Главное, это должен быть полезный, понятный, приятный, и, вследствие этого, популярный формат.
Потому что лучшее обучение – это не книга Коттера, книга Коттера – это так,
грунтовка под инсайты; лучшее обучение – это когда люди осмысляют свой совместный опыт, рассуждая о нём, аргументируя, споря и договариваясь о новых принципах взаимодействия.
Можно разобрать какой-то проект по принципам ретроспективы (я уже описывала однажды отличное упражнение,
"поиск золота на линии времени"), можно – использовать для оценки составленный ранее чек-лист, главное, целевой результат работы должен быть такой:
● Мы лучше подготовлены к тому, чтобы идти по пути от идеи изменений к продукту изменений; наши мышцы сильны, наши рюкзаки наполнены припасами.
● Наша работа - благоустраивает путь: с каждым разом он всё более предсказуемый, ровный и широкий.