Каждая осознанная компания рано или поздно стремится "сварить" себе стратегию. Да не любую, а... дорогую. Чтобы и наваристая была, питательная - приводила к прибыли, к получению доли рынка; приносила репутацию мощного, успешного игрока...
...и чтобы глоталась легко. Не вставала в горле комом. Не обжигала, как говорится, пищевод. Чтобы объединяла компанию, становилась одновременно сценарием организационной прокачки... но это я забегаю вперед. Чтобы была, как минимум, съедобна - то есть, осуществима.
Как этого добиться? Облачайтесь в фартук! Сейчас я достану поваренную книгу и расскажу секреты.
МАРТИНИ И МАЛЕНЬКАЯ ОЛИВКА
Генри Минцберг говорил: в стратегии должно быть немножко "ploy" - хитрой затеи, особенной тактики, уловки. Хорошая, - нет, не так, - состоявшаяся в полном смысле этого слова стратегия, - предлагает трюк, трансформацию, умную и красивую новизну.
"Давайте напишем в нашей концепции стратегического управления как мы будем делать всё то же самое, что и в прошлом году" - очень скучное упражнение. Не бодрит, не щекочет, не возбуждает, не мартини.
Стратегия всегда про достижение результатов, принципиально невозможных на том уровне развития, на котором вы находились раньше. Не обязательно количественных - с качественными даже сложнее. "В вашем стакане с мартини должна быть оливка", - говорил Генри Минцберг. Шучу, на самом деле это я говорю. (Он бы согласился, я уверена).
САЛАТ
Здесь метафора будет очень простой: хороший салат - салат в балансе.
Слишком много тяжелых продуктов - а это точно не харчо? Одна зелёная трава - ради бога, мы же не французы!
Между чем и чем нужно выдержать баланс, когда вы готовите "Стратегию"?
Между целями и, разумеется, ресурсами.
Цели, и снова цели, и еще больше амбициозных целей, одни только цели да и всё - и я вас поздравляю с несварением, - поздравлю на следующий год. Кстати, несварение грозит затянуться: недостигнутые цели дискредитирует саму идею стратегического управления. Года через три пустой декларации целей вас эти "Стратегии" приведут к организационному вздутию!
С другой стороны, слишком легко достигнутые цели - тоже нехорошо: значит, недоиспользован потенциал развития, прокачки. Что же делать? Соотношение легкости и питательности искать, - искать и находить. Оно у каждой компании своё, все компании в разной форме.
СУП
Добивайтесь конгруэнтности между бизнес-погодой за окном и стратегией в своей тарелке. В холодные дни - мясное. В жаркие - овощной.
Стратегически здоровые компании едят суп каждый день, - в смысле, каждую неделю, каждый месяц занимаются вопросами стратегии; по сути дела, внутри стратегического процесса живут. Вносят коррективы, прототипируют, тестируют и откидывают гипотезы, добиваются конгруэнтности между бизнес-погодой за окном и стратегией в своей тарелке. В холодные дни - мясное. В жаркие - овощной. Погода меняется чаще одного раза в год, вы это знаете.
Задаётесь вопросами о стратегии один раз в год - в декабре или январе? Это декорация, атрибут из папье-маше, это можно выбросить. План мероприятий по развитию, реализации и коррекции стратегии с детализацией поквартально, а внутри каждого квартала по месяцам, - вот что вам нужно. Такой план включает в себя в том числе исследования, обмен знаниями, внутренние коммуникации и (внутренний же) PR.
МЯСО И КАРТОШКА
Сначала скажу как будто известное: "Стратегия" должна отвечать не только на вопрос "Что мы будем делать?", но и на вопросы "Как мы будем это делать?", "Что мы сделаем для того, чтобы это оказалось сделано?"
Мой недавний диалог с руководителем компании:
Р: В прошлом году у нас была стратегическая цель сделать более прозрачным внутреннее взаимодействие (прим. - не получилось.) МК: Покажете программу конкретных действий? Структуру работ? Р: ???? МК: ???? Р: Ну мы... старались вести себя лучше.
Понимаете, какое дело. "Старались" - это... ванилин. А обед делает обедом нормальная, горячая еда, мясо с картошкой.
Стратегию же делает стратегией проектная программа - работы, имена ответственных, метрики успеха, точки контроля, бюджеты, сроки.
ПИРОГ С МОРОЖЕНЫМ
Есть такое английское слово - smooth: "гладкий", "плавный". Мороженое делает пирог smooth для глотания. Правильно подобранные внутренние мероприятия делают smooth для "глотания" вашу "Стратегию".
Пирог с мороженым - отличная вещь. Жалко, быстро съедаешь - вот прямо за секунду пролетает!
Корпоративным "Стратегиям" мы посоветуем брать с пирога с мороженым в этом пример. И создаваться потому на простом для понимания, выразительном, не побоюсь этого слова, интересном для чтения языке.
А менеджерам скажем, что важно видеть "Стратегию" как консьюмерский продукт, у которого есть внутренний клиент, и строить в том числе план delivery этого продукта, доставки!
Покажите-ка все свои варианты "Стратегии" - тексты, написанные для разных аудиторий; рисунки; схемы; слоганы; инфографику - это всё где? Опишите всё своё delivery, - встречи-собрания-пятиминутки-тренинги-воркшопы - это всё как?
Есть такое английское слово - smooth: "гладкий", "плавный". Мороженое делает пирог smooth для глотания. Правильно подобранные внутренние мероприятия делают smooth для "глотания" вашу "Стратегию".
Запомните образ: вкусная красивая пирожка. С гладкой шелковистой "морожкой". А не крошащееся першащее абы что.
КОНЬЯК
Коньяк, даже на картинке, настраивает на философский лад, поэтому, скажу так: очень плохо без доверия. Доверие в конце еды способствует усвояемости стратегий как никогда.
Даже совершив некоторые ошибки в предыдущих блоках, вы можете добиться потрясающих результатов, если люди говорят друг с другом открыто. И показать технически блестящее по сути бессмысленное упражнение, если люди... не говорят.
Даже не идеально оформленная/сервированная/скомуницированная/ процессированная стратегия источает душистый аромат, если в компании доверяют лидеру (сами сделайте инверсию этого предложения, если хотите).
Что же делать? Да а что тут сделаешь? Когда есть - беречь. Если нет/потеряли - создавать/восстанавливать с малого.
Результат - он в последовательности, - гибкости, но последовательности, - и стремлении к гармонии.
Удачи вам во всём!
P.S. Если вы хотите узнать о стратегическом управлении больше всё, вы можете прочитать мою книгу "Стратегия в коробке". Прочитать о моих сценариях стратегических сессий можно здесь. А еще у нас есть регулярная учебная рассылка для менеджеров "Тренинг для топа".